350
Ctrl

Н. Я. Берковский

Поддерживает замыслы Ю. О. Домбровского и выражает уверенность в успехе его редкого «интеллектуального жанра»

Из письма к Ю. О. Домбровскому

1970-е гг.

Сочувствую Вашим занятиям по Шекспиру. Уверен, Вы можете написать о нем интересную повесть. Вы владеете почти несуществующим в современной нашей литературе «интеллектуальным жанром» — и, вероятно, в этом жанре и ведется Ваша повесть. Я раньше стоял за «чувственную» литературу, «живописную» — по-толстовски, по-бунински, по-гамсунски. В последнее время стал сомневаться в хорошей ее роли у нас и для нас. «Чувственность» эта мужицкая в конце концов, и литература зрительно осязательного характера, боюсь, задерживает рост культуры у нас, европейства, городского сознания. «Чувственность» у нас равна деревенщине, да еще злобной, боящейся за свое место в жизни, отстаивающей ее топорами. И вот насколько лучше диалог «интеллектуальной повести», написанной как состязание двух умов, чем то урчание одного зипуна перед другим, которым будто бы в виде диалогов заполняют свои произведения наши авторы, страдающие живописующей манерой. Самое важное, что никакого живописания на самом деле у них нет, оно присутствует только по форме. Вы, по-моему, из тех, кто призван, работая умным инструментом, произвести некоторое смятение среди этих авторов лапотно-лопатного стиля.