1459
Ctrl

Игорь Чесноков, директор по маркетингу ИГ «Айрис»

О серии изд-ва «Домашний репетитор», особенностях учебной литературы «Айриса» и об авторе-бренде математике Дмитрии Письменном

«Брендом становится либо серия, либо автор»

2003, 12 мая

— Издательство «Айрис» — один из лидеров в сегменте учебной литературы для старшеклассников и абитуриентов. У нас есть серия «Домашний репетитор», в которой около 50 книг. Ориентирована она именно на выпускников школ и абитуриентов. Есть и другие серии, но только эта настолько четко позиционируется на рубеж между школой и вузом.

— Если серия имеет в названии слово «репетитор», значит, это не учебник?

— Да. Это разница между учебником и самоучителем — один предназначен для работы в классе, другой — для самостоятельной работы. Когда мы готовим самоучитель, то исходим из того, что у человека в голове есть какой-то школьный курс, но ему нужно достаточно интенсивно и в течение короткого периода подготовиться к поступлению в вуз. Это значит, что самые простые моменты можно даже и не объяснять, а вот сложные моменты и какие-то нюансы, с которыми можно встретиться на экзаменах, надо разобрать. Эта логика заложена во всей серии. Объем, как нам кажется, тоже важен. Мы стараемся делать книги не слишком большими: 250–300 страниц — некий почти идеальный формат для абитуриентов.

— В школах учатся по разным комплектам учебников. Ваши книги это учитывают?

— Учебники разные, но требования на выходе одни и те же. По некоторым дисциплинам мы делаем книги разной сложности. Например, может быть книга по математике для тех, кто поступает в МГУ на мехмат или физтех, а может — для поступающих в институты, где математика — непрофилирующий предмет.

— Авторы разные или постоянные?

— Мы их ищем. Есть постоянные авторы, которые могут писать под заказ. В последнее время существенная часть проектов так и создается. Мы говорим, что хотим видеть по такому-то предмету книгу, написанную в таком-то ключе. И пытаемся найти исполнителя среди известных нам авторов. Конечно, часть книг приходит случайно, вместе с автором, который ее принес. Если она интересная — почему бы ее не издать? Хотя чем дальше, тем сильнее ощущение, что авторство становится профессией: дается задание, и автор пишет. Это, с одной стороны, хорошо, а с другой — может быть, станет меньше ярких авторов.

— Известность автора играет роль?

— До некоторой степени. Известная фамилия на художественной книге может увеличить объем продаж раз в пять. В учебном книгоиздании это влияние не так сильно — учителя и ученики сами могут оценить книгу и рекомендовать ее коллегам и друзьям.

— Объемы продаж книг для подготовки к экзаменам сопоставимы с объемами продаж учебников?

— Они меньше, разумеется. В федеральный комплект по каждому предмету входят несколько учебников — несколько, но не слишком много. И можно взять все количество учащихся, разделить на количество учебников в комплекте и получить примерный объем продаж. Учебных пособий в десятки раз больше. В принципе любой может издать такую книжку: посидел месяц, написал что-то, халтурно сверстал — и готово пособие «Подготовка к экзамену». Так некоторые и поступают. В результате на рынке много учебных пособий, как хороших, так и плохих. Причем плохие тоже покупают — меньше, но покупают, поскольку мгновенно оценить качество книги у прилавка сложно. В результате пособий для старшеклассников и абитуриентов выпускается много, и это — высококонкурентный рынок.

— Брендирование дает какой-то эффект?

— В учебной литературе, как мне кажется, не более 50 % роста продаж. Но над ним надо долго работать, завоевывать репутацию и так далее. Брендом становится при этом либо серия, либо автор. Издательство — почти никогда. У нас есть, например, автор-бренд — Дмитрий Письменный. Он написал книгу «Готовимся к экзамену по математике», мы ее продали четырехсоттысячным тиражом. Потом он написал «Конспект лекций по высшей математике», она тоже понравилась. А потом уже, когда вышел сборник задач, у которого группа авторов, в том числе и Письменный, «Топ-книга» его сразу как-то очень много заказала. Мы удивились — почему? Ведь сборник задач — не самая востребованная книга. А нам говорят: там есть магическое слово «Письменный».

А бренд издательства нацелен преимущественно на авторов — у нас хорошая репутация, мы выполняем свои обязательства. Соответственно и авторы к нам охотно приходят. Для оптовиков наше издательство — тоже брэнд. А читателю, в общем-то, все равно, кто выпустит хорошую книгу.